6 августа, 07:56
€ — 73.0303 ↓
$ — 65.5627 ↓
ГлавнаяЭкспертное сообществоБлогиТрубопроводная арматура
К оценке ниши беспружинной грузовой и рычажно-грузовой клапанной пневмогидроарматуры в общем балансе разнотипных конструкций трубопроводной арматуры

Экспертное сообщество

Олег Мулюкин
Олег Мулюкин
профессор кафедры "МиИГ",
СамГУПС
17 МАЙ 2016
07:07

К оценке ниши беспружинной грузовой и рычажно-грузовой клапанной пневмогидроарматуры в общем балансе разнотипных конструкций трубопроводной арматуры

Несмотря на хорошие эксплуатационные показатели пружинной клапанной арматуры свою нишу в клапанном агрегатостроении по-прежнему занимает беспружинная автоматическая и управляемая клапанная пневмогидроарматура, существенную долю которой составляют грузовые и рычажно-грузовые конструкции, широко применяемые в различных отраслях отечественной промышленности, и, прежде всего, в пневмогидросистемах управления и регулирования давления и расхода рабочих сред...

Непрерывность процесса увеличения объема и номенклатуры трубопроводной арматуры, включая клапанную, в общем балансе оборудования транспортных систем подтверждается всем ходом развития отечественного и зарубежного транспортного машиностроения. Многообразие условий работы клапанной пневмогидроарматуры и отсутствие у разработчиков единого подхода к их конструированию обусловило большое разнообразие конструкций. В 2000 году в мировом фонде насчитывалось около 190 тыс. патентов, относящихся к пневмогидроарматуре, и их число ежегодно увеличивается более чем на две тысячи. Причем значительная доля патентов (до 15 %) приходится на уплотнения клапанных агрегатов автоматики и управления. Это свидетельствует об определенном неблагополучии, неудовлетворенности практики существующими разработками клапанной арматуры [1, c. 8-17, 161-162].

Несмотря на хорошие эксплуатационные показатели пружинной клапанной арматуры свою нишу в клапанном арматуростроении по-прежнему занимает беспружинная автоматическая и управляемая клапанная пневмогидроарматура, существенную долю которой составляют грузовые и рычажно-грузовые конструкции, широко применяемые в различных отраслях отечественной промышленности, и, прежде всего, в пневмогидросистемах управления и регулирования давления и расхода рабочих сред:

- наземных (стационарных) газогидротопливных комплексах заправки мобильной транспортной техники и индивидуальных потребителей сырьевых энергоресурсов;

- в стационарных установках и оборудовании по производству высокомолекулярных соединений (пропилен, фенолформальдегидные смолы, поликарбонат и пр.) с переменными теплофизическими свойствами газожидкостных сред в химической, нефтяной и газовых отраслях промышленности;

- теплоснабжения бытового потребителя, тепловых, гидравлических и атомных электростанций в качестве защитных и предохранительно-регулирующих устройств резервуаров и сосудов с избыточным давлением рабочих сред, испытывающих существенные перепады внешних климатических и механических воздействий;

- сырьевого горнодобывающего и агропромышленного комплексов с регулируемыми параметрами рабочих сред, используемых в качестве инструментария в различных технологических процессах (гидравлическое дробление горных пород; компрессорное вентилирование газовзрывоопасных производственных участков; пневмогидроавтоматика механизмов предупреждения и устранения свoдообразований в бункерах хранения и выпуска сыпучих материалов и др.).

Как это ни неожиданно, но из оценки той же патентной службы вытекает, что за последние десять лет резко (почти на 70 %) сократилось патентование конструкций беспружинных клапанных агрегатов автоматики и управления, включая рычажно-грузовую арматуру, хотя, как известно, до технического совершенства их конструкций, приемлемых экономичности и динамического качества еще далеко.

В связи с этим следует отметить, что совершенствование известных и разработка новых типов беспружинных клапанных агрегатов автоматики и управления ввиду зачастую предвзятого (пренебрежительного) отношения к арматуре из-за кажущейся ее конструктивной простоты (и вытекающего отсюда мнения об отсутствии здесь зон приложения углубленных знаний) малопривлекательно для молодых и, тем более, для маститых ученых ведущих научных школ в области клапанного арматуростроения.

Параллельно с этим следует указать на весьма существенные недостатки беспружинной рычажно-грузовой автоматической и управляемой клапанной пневмогидроарматуры, а именно, на:

- невысокую герметизирующую способность и малоподъемность клапанно-седельных пар;

- значительные массогабаритные параметры конструкции и ограниченность области применения из-за входящих в их состав грузов с тарированной массой, не допускающих изменения их ориентации относительно плоскости Земли.

Однако, создание при участии автора [2, с. 10-13, с. 149-157; 3, с. 56-61] конструкции нового поколения беспружинной клапанной управляемой и автоматической пневмогидроарматуры, в том числе с переставляемой осью вращения двуплечего рычага клапанно-поршневой системы, коренным образом изменило мнение о технических возможностях беспружинных клапанных устройств и обеспечило возможность использования ряда из них в транспортной и другой технике, работа которых, в отличие от стационарных наземных объектов, сопровождается изменением их координации относительно плоскости Земли (робототехника, сварочные манипуляторы, все виды транспортных средств, включая аэрокосмический, и др.).

Определенные сложности в развитии и использовании современных методов обеспечения технологичности разрабатываемых типов беспружинных агрегатов автоматики и управления вносят продолжающиеся в России процессы импортозамещения технической продукции в условиях западного экономического давления, а также структурные и экономические преобразования, производимые в отечественной промышленности и требующие корректировки и разработки новых подходов к этапам создания пневмогидроарматуры. Необходимо также учитывать, что неуклонное повышение стоимости материалов и энергоресурсов выводит показатели технологичности в перворазрядные, создавая ситуацию, при которой экономически невыгодными становятся большие объемы экспериментальных и доводочных работ.

 В связи с этим резко повышается роль машинных (инструментальных) методов и средств проектирования пневмогидроарматуры. При этом резко возрастает практическая значимость публикаций, способствующих формированию и насыщению банка данных конструкторско-технологических приемов создания беспружинной клапанной автоматической и управляемой пневмогидроарматуры, органически привязанных к конкретным примерам оцениваемых типов агрегатов автоматики и управления, что обеспечит совершенствование известных и разработку новых видов клапанной арматуры за счет переосмысления накопленного багажа знаний и опыта предшественников.

Выполненный автором критический анализ многочисленных работ в области проектирования и доводки выходных параметров автоматической и управляемой клапанной арматуры позволил систематизировать комплекс основополагающих требований, обеспечивающих их функциональную надежность:

1. Точность функциональных параметров (степень герметичности клапанной пары; стабильность давлений открытия и закрытия; расход рабочей среды; быстродействие срабатывания) в заданном диапазоне амплитудно-частотного спектра внешних воздействующих факторов (ВВФ), включая нагрузки при хранении и транспортировке.

2. Высокие показатели безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости в течение заданного срока службы.

3. Минимальность значения гидравлического сопротивления проходного тракта.

4. Стойкость материалов элементов конструкции к длительному воздействию рабочих сред, включая агрессивные, а также к эрозионному воздействию при больших скоростях движения жидкости в дросселирующих сечениях клапанно-седельных пар и других элементов с переменной площадью проходного тракта.

5. Исключение возможности возникновения колебаний подвижных частей клапанного устройства при его открытии и закрытии в условиях комбинированного воздействия всех возможных внешних возмущений.

6. Минимальная масса, габариты и потребляемая мощность управляющей энергии при высокой экономичности работы.

7. Максимальная унификация и стандартизация конструкции клапанного устройства и его элементов, соответствие номенклатурному ряду арматуры для обеспечения возможности использования в различных по назначению агрегатов пневмогидросистемы (ПГС).

8. Высокие показатели технологичности и эргономического качества конструкции при минимальности стоимостных и массогабаритных параметров.

9. Высокая чувствительность (полное отсутствие или допустимо малое превышение давления рабочей среды в защищаемой системе над расчетным давлением открытия клапана).

10. Минимальная разность давлений открытия и закрытия клапанных предохранительных устройств.

Отметим, что к тактико-техническим характеристикам (ТТХ) предохранительной арматуры предъявляются повышенные требования, чем к другим видам клапанной арматуры, так как эта арматура является последним звеном защиты и предохранения емкостей и полостей агрегатов ПГС от недопустимого по условиям эксплуатации повышения избыточного давления рабочей среды, способного привести к нарушению прочности трубопроводных цепей, входящих в них клапанных устройств и последующему отказу объекта в целом.

В клапанном арматуростроении, как за рубежом, так и в России, четко отслеживается тенденция роста ТТХ клапанной арматуры, обусловленная возрастанием энерговооруженности ПГС ввиду увеличения давления и расхода рабочих сред в трубопроводных трактах и расширения границ температурного диапазона из-за применения высококалорийных криогенных топлив типа СПГ и жидкого водорода, а также использования «всепогодных» синтетических жидкостей и масел с повышенными агрессивными и токсическими свойствами.

Это, в свою очередь, приводит к повышению динамической нагруженности клапанных агрегатов, снижению герметизирующей способности и быстродействия срабатывания входящих в их состав клапанно-седельных пар, чувствительных и силовых органов с возрастанием вероятности возникновения нештатных ситуаций, приводящих к прочностным и усталостным повреждениям элементов и узлов.

В условиях лимитирования массы и минимизации запасов прочности элементов клапанной арматуры энергетических объектов, ужесточением требований к их экологической частоте резко усложняется выполнение требований к функциональной надежности клапанных агрегатов автоматики и управления, входящих в данные объекты.

В полной мере это относится к беспружинной рычажно-грузовой клапанной пневмогидроарматуре, для которой, в силу специфики исполнения кинематических звеньев рычажно-шарнирных устройств, на первый план выступают проблемы обеспечения величин быстродействия открытия и закрытия клапанно-седельных пар, их герметизирующей способности и заданного срока службы динамически нагруженных клапанных уплотнений, подвижных сочленений и силовых элементов рычажно-шарнирного механизмов.

В связи с этим резко возрастает актуальность и практическая значимость современных направлений повышения функциональной надежности и технического уровня клапанных агрегатов, базирующихся:

- на разработке и внедрении в производство САПР с комплексным использованием современных средств вычислительной техники в виде интеллектуальных систем на основе комплексной автоматизации: предельных проблемно сориентированных систем на основе персональных ЭВМ с созданием пакета прикладных программ (ППП), предназначенных для автоматизации проектирования технических систем с учетом постоянно пополняющегося базиса конструктивных решений собственно агрегатов и входящих в их состав элементов и кинематических цепей;

- использовании и разработке для клапанных агрегатов элементов и узлов, полученных при помощи критических технологий их изготовления (биметаллы, композиты и пр.) с высокой работоспособностью в широком температурном диапазоне рабочих сред при термоциклировании корпусной арматуры и др.;

- проведении исследований по снижению динамической нагруженности клапанных и других подвижных сопряжений, приводных и чувствительных органов и связывающих их кинематических цепей с разработкой научно-обоснованных рекомендаций клапанной арматуры при заданных показателях надежности и технического уровня.

Указанные направления предопределяют первоочередные задачи развития и совершенствования различных типов беспружинных агрегатов автоматики и управления, и, в первую очередь, по объему и номенклатуре составляющих звеньев подвижной системы «чувствительный элемент – силовой орган – запорный орган», которые, по мнению авторов, в настоящее время должны быть нацелены на решение насущных, конкретных проблем научно-прикладного, экологического и экономического характера [1-4]:

1. Создание широко доступного отечественным пользователям непрерывно пополняющегося банка классификаторов, известных конструкторских решений и идей разработки конструкций беспружинной клапанной арматуры российскими и зарубежными учеными с учетом современного состояния клапанного агрегатостроения и проходящих в нем структурных преобразований и технического перевооружения (открытия, патенты на изобретения и полезные модели, свидетельства на программные и другие интеллектуальные продукты; монографии и учебно-справочные пособия, включая их электронные версии, научные статьи и тезисы докладов на научно-технических семинарах, конференциях и симпозиумах различного уровня, в том числе международного; экспонирование образцов новой техники на отечественных и зарубежных выставках).

2. Разработка универсального и совершенствование действующих на предприятиях и в организациях клапанного агрегатостроения подходов к созданию новых более эффективных (по функциональной надежности, техническому уровню, экологической чистоте в эксплуатации, технологической и финансовой доступности и др.) беспружинных клапанных агрегатов как составляющих общего системного подхода к созданию высоконадежной техники.

3. Совершенствование и разработка математического аппарата аналитических исследований, экспериментального оборудования и аппаратуры, методов и методик экспериментально-теоретического сопровождения вновь создаваемых перспективных конструкций беспружинной клапанной арматуры с рычажно-шарнирными связями переменной структуры на базе:

- научно-обоснованных способов и приемов математического моделирования переходных процессов, как собственно в беспружинном клапанном агрегате, так и в этом агрегате в составе объекта (системе);

- систематизации, усовершенствования и разработки конструкторско-технологических и экспериментальных способов и средств обеспечения (доводки) эксплуатационной надежности рычажно-грузовых устройств клапанных агрегатов и их отдельных составляющих звеньев.

4. Совершенствование технического уровня находящихся в эксплуатации и создание нового поколения беспружинной клапанной пневмогидроарматуры с заданным динамическим качеством на базе использования известных и разработки новых систем и устройств диагностирования их технического состояния и парирования возникших в эксплуатации неисправностей и отказов.

Вышеизложенное предопределяет актуальность, научную новизну и практическую ценность представляемых результатов, обобщающих рекомендации по разработке высокоэффективной (по быстродействию, герметизирующей способности и сроку службы клапанно-седельных пар, чувствительных и силовых органов) беспружинной грузовой и рычажно-грузовой клапанной пневмогидроарматуры, в том числе путем целенаправленного регулирования параметров рычажно-шарнирного устройств клапанных механизмов, реагирующих на изменение теплофизических параметров рабочей среды.

Список использованной литературы

1. Элементы клапанных устройств авиационных устройств авиационных агрегатов и их надежность: учебное пособие / Д.Е. Чегодаев, О.П. Мулюкин. - М.: Изд-во МАИ, 1994. - 208с.: ил. [Рекомендовано Государственным Комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Авиа- и ракетостроение» специальности «Авиационные двигатели»].

2. Конструкция и расчет исполнительных рычажных механизмов системы жизнеобеспечения железнодорожного транспорта: учебное пособие / Б.Г. Иванов, А.В. Ковтунов, О.П. Мулюкин [и др.]. - Самара: СамГАПС, 2007.-374 с. [Рекомендовано учебно-методическим объединением в качестве учебного пособия для студентов вузов железнодорожного транспорта]

3. Средства автоматизации и управления. Элементы управления: учебное пособие для высшего профессионального образования / М.И. Борзенков [и др.]; под ред. О.П. Мулюкина. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2014. – 148с.: ил. [Допущено Учебно-методическим объединением вузов по образованию в области автоматизированного машиностроения (УМО АМ) в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств»].Мулюкин О.П.

4. Виды и влияние  «наследственных пороков» при изготовлении клапанно-седельных пар арматуры на ее эксплуатационную надежность / О.П.Мулюкин // Международный журнал «Трубопроводная арматура и оборудование». - № 5 (80). – Санкт-Петербург: ООО «Валверус-ТПА», 2015. – С.40-42.

комментарии (0)

Статистика сообщества

Участников:125
Экспертов:28
Категорий:9
Вопросов:49
Работ:76
Комментариев:66

Популярные посты экспертов

Теги

ACTREG ARMTV+ AUMA Biodico CEIR GOPFERT Kempchen kerp Klinger KWO magistral MSA PCVExpo 2015 Peters ROTORK SGL Carbon Vexve ZETKAMA «Пакш» АБС ЗЭиМ Автоматизация Автоматизация АДЛ Аналитика Анна Попова арбитраж арматура Арматура. Итоги. Арматурный оскар Атомная энергетика АУМА АЭС Белова болт вебинар Водоснабжение и водоотведение Выставки ГАЗПРОМ гидропривод HYDROX ГК «Римера» Грак Дарья Петшик детали трубопровода Детали трубопроводов Дмитрий Грак Дунаевский Епишов ЖКХ задвижка Закон запорная арматура Зарубежные новости Золотаревский изобретения ИЛЬМА Импортозамещение ИНМОР КИП клапан клапаны регулирующие компании Компенсаторы Компрессоры Кононов Крепёж Литература и документация Логистика маршал Махитко Машиностроение Мероприятия Металлургия МК Сплав Модернизация Монолог кипятильника Мулюкин Награды Налоги Насосы Наука Нефтепереработка Нефть и газ ноаости новости НТД и стандартизация оборудование Обучение ООО ГЕАЗ ООО Гётце Арматурен ООО КВО-АРМ ООО НПФ РАСКО ООО Стэлс ООО Эверстил Осташёв Переработка отходов Петшик Политика Попова пошлины Правительство Приводы и системы управления Программное обеспечение производство Происшествия прокуратура Промышленность РАСКО регулирующее оборудование Рыбин Рынок рынок Санкции Сильфонный вентиль События и праздники Стандартизация Строительство Суд Судостроение ТЕМПЕР ООО Тендеры Технологии топ-новость ТПА Транснефть транспорт Трубопроводная арматура Трубопроводный транспорт Трубы увлечения Уплотнения Фитинги Фланцы Химия Хобби шаровой кран шиберная задвижка Эйсмонт Экология Экономика Электроприводы Энергетика Ярома
РАСКО
Наверх