28 августа 2016 года, в рамках продолжения цикла передач «Арматурный Петербург», съемочная группа медиацентра «Арматурный эксперт» побывала на еще одном известном памятнике морского флота – подводной лодке Д-2 «Народоволец». Развивая тему судовой арматуры, Д.Г. Грак рассказывает о том, какие изделия ТПА используются на подлодках и, в частности, о клинкетных задвижках, установленных на Д-2.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец» – одна из первых серийных советских подводных лодок, 1929 года выпуска. Она принадлежала к подводным лодкам I серии, главным конструктором которой был Б.М. Малинин, впоследствии доктор технических наук, профессор, лауреат Государственной премии. Основные тактико-технические элементы подводной лодки I серии: водоизмещение: в надводном положении — 940 т, в подводном — 1240 т; длина 76,6 м; ширина 6,4 м; энергетическая установка — два дизеля мощ¬ностью по 1100 л. с. и два электродвигателя мощностью по 525 л. с.; скорость в надводном положении — 15 узлов (около 27,8 км/ч), в подводном — 9 узлов (около 16,7 км/ч); предельная глубина погружения 90 м; экипаж 53 человека.
Главное вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов, выстреливающих торпеды при помощи сжатого воздуха. Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух орудий калибра 102 мм. Впоследствии кормовую пушку заменили на 45-мм полуавтоматическое орудие.
Прочный корпус лодки разделяется водонепроницаемыми переборками на семь отсеков:
• первый — носовой торпедный отсек, в который выходили трубы шести торпедных аппаратов и хранились запасные торпеды, служил еще и матросским кубриком;
• во втором отсеке находилась радиостанция, а под настилом размещалась группа аккумуляторов, обеспечивавших работу электродвигателей;
• в третьем отсеке располагались вторая и третья группы аккумуляторов, над ними — жилые помещения командного состава, кают-компания и камбуз, а по бортам и под аккумуляторами — топливные цистерны;
• четвертый отсек был отведен под центральный пост, откуда производилось управление кораблем;
• в пятом отсеке находилась четвертая группа аккумуляторов и масляные цистерны, а над аккумуляторами располагалось жилое помещение старшин;
• шестой отсек занимали главные дизели, обеспечивавшие ход в надводном положении;
• в седьмом отсеке располагались гребные электродвигатели для подводного хода, сюда же выходили трубы двух кормовых торпедных аппаратов.
Подводные лодки I серии для своего времени имели высокие боевые качества. Они стали большим достижением отечественного подводного кораблестроения. Опыт их создания стал основой для дальнейшего развития подводного флота СССР в предвоенные годы.